ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие при осуществлении лицензирования образовательной деятельности
 
2019 год
 
ВОПРОС: Как организовать образовательную деятельность с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий? Чем подтверждается право использования электронных информационно-образовательных ресурсов?
 
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании в РФ)  под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816                        «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Порядок применения ЭО и ДОТ).
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона об образовании в РФ при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
При этом в соответствии с п. 7 Порядка применения ЭО и ДОТ организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Права на базы данных, онлайн-курсы, электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные технологии (в том числе программы для ЭВМ) и технические средства, которые предполагается использовать при реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также подтверждение авторства и/или исключительных имущественных прав на используемые при осуществлении образовательной деятельности учебные ресурсы регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе статьями 1240, 1261-1263, 1270.
 
2018 год
 
ВОПРОС: Где можно посмотреть список образовательных организаций, имеющих право на подготовку специалистов авиационного персонала, работников железнодорожного и водного транспорта, а также на подготовку трактористов-машинистов и водителей категории C и D?
 
ОТВЕТ: Согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
При этом подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации, работников железнодорожного и водного транспорта может осуществляться как по основным программам среднего профессионального и высшего образования, так и по программам профессионального обучения, а также по программам дополнительного профессионального образования.
Подготовка трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства и водителей транспортных средств категории C и D осуществляется по основным программам профессионального обучения.
Перечень организаций, имеющих лицензию Ростобрнадзора на осуществление образовательной деятельности по программ профессионального обучения, программ дополнительного профессионального образования, а также по отдельным профессиям, специальностям и направлениям подготовки среднего профессионального образования, размещен в публичном доступе в государственном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по адресу http://isga.obrnadzor.gov.ru/rlic/, а также в реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области по адресу http://www.rostobrnadzor.ru/reestr.php.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» любая образовательная организация, имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения, а также по программам дополнительного профессионального образования, имеет право осуществлять образовательную деятельность по любым программам в рамках указанных вида образования (профессионального обучения) и подвида дополнительного образования (дополнительного профессионального образования) при условии выполнения лицензионных требований, установленных пунктами 6 и 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.
 
2017 год
 
ВОПРОС: Сегодня много детских развивающих центров, которые предлагают подготовку ребенка к школе, продленку. Нужна ли лицензия на оказание таких услуг?
 
ОТВЕТ: В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании в РФ) образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Федерального закона об образовании в РФ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона об образовании в РФ образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
При этом обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2 Федерального закона об образовании в РФ).
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Учитывая вышеизложенное, если педагоги (воспитатели) детских развивающих центров проводят с детьми какие-либо развивающие занятия, по любым видам деятельности, в том числе по познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативной деятельности, художественно-эстетическому развитию, физической культуре и спорту, и др., то они осуществляют образовательную деятельность. При этом, содержание занятий педагоги, как правило, определяют используя различные методики и программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 91, ч.5 ст. 32 Федерального закона об образовании в РФ образовательная деятельность, осуществляемая любыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют ее с привлечением педагогических работников, подлежит лицензированию.
Таким образом не подлежит лицензированию только та образовательная деятельность, которая осуществляется индивидуальными предпринимателями самостоятельно, то есть без привлечения педагогических работников.
В то же время осуществление только присмотра и ухода за детьми, в том числе в группах продленного дня, не является образовательной деятельностью и не подлежит лицензированию.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона об образовании в РФ  присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (в том числе и контроль за самостоятельным выполнением детьми домашнего задания).
 
ВОПРОС: Является ли проведение в муниципальном детском саду после обеда тематических кружков реализацией программ дополнительного образования детей или нет? Если да, то нужно ли это отдельно лицензировать?
 
ОТВЕТ: Если кружки проводятся в рамках основной программы, то они не являются дополнительным образованием и не требуют лицензирования.
Так, детский сад, имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности, обязан реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), и в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014.
В соответствии с п. 2.5. ФГОС дошкольного образования образовательная организация самостоятельно разрабатывает основную программу, определяя объем часов, выделяемых непосредственно на ее реализацию, при этом программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации, но не более 14 часов (при круглосуточном пребывании детей в группе).
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8  Федерального закона от 29.12.2012                    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми этими органами власти с учетом требований ст. 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по каждому уровню образования, виду и направленности (профилю) образовательных программ.
Соответственно финансирование реализации основной программы дошкольного образования осуществляется путем нормативно-подушевого выделения целевой областной субвенции (на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек), а также путем привлечения средств местного бюджета для оплаты расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг.
Учитывая вышеизложенное обращаем внимание на то, что выделенные на реализацию основной программы дошкольного образования финансовые средства могут быть использованы только на реализацию этой основной программы.
Таким образом, образовательная организация вправе реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования как в первой или во второй половине дня, так и в течение всего времени пребывания в организации детей. В том числе, если это предусмотрено основной программой, занятия могут проводиться и в форме отдельных кружков различной направленности при условии, что в кружках задействованы все без исключения воспитанники данной организации, на обучение которых выделены соответствующие целевые финансовые средства.
Проведение детским садом кружков в рамках дополнительного образования детей возможно только при соблюдении ряда условий.
Так, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация детским садом программ дополнительного образования как для всех воспитанников детского сада, так и для отдельных групп/подгрупп детей, в том числе для детей, не являющихся воспитанниками детского сада (не обучающихся по основной программе дошкольного образования), возможна при соблюдении следующих условий:
- проведение дополнительных занятий за рамками основной программы;
- наличия отдельного источника финансирования на реализацию программ дополнительного образования (муниципальное задание и/или оказание платных образовательных услуг) (п. 3 ч. 1 ст. 8, ст. 99 и ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- наличия в приложении к лицензии данного вида образования: «дополнительное образование детей и взрослых» (ч.1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- заключения с родителями (законными представителями несовершеннолетних) воспитанников отдельного договора на оказание услуг по дополнительному образованию детей (ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
 
2016 год
 
ВОПРОС: В связи с исключением из числа лицензионных требований требования наличия условий для питания и охраны здоровья обучающихся, обязана ли образовательная организация создавать эти условия?
 
ОТВЕТ: Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1177 «О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности» в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», внесены изменения, в том числе в части исключения из лицензионных требований, предъявляемых как к соискателям лицензии, так и к лицензиатам, требований наличия условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
При этом из числа документов и сведений, представляемых вместе с заявлением при получении или переоформлении лицензии, исключены копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации - сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В то же время, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ Об образовании в РФ) организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников организации.
Так, согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Об образовании в РФ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Организация питания обучающихся и организация охраны здоровья обучающихся возлагаются на организации, осуществляющие образовательную деятельность, и осуществляются в соответствии с требованиями, установленными ст. 37 и ст. 41 ФЗ Об образовании в РФ.
Согласно ч. 7 ст. 28 ФЗ Об образовании в РФ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ Об образовании в РФ на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Таким образом, несмотря на исключение из лицензионных требований требования о наличии условий для охраны здоровья обучающихся, вышеуказанными нормами Федерального закона «Об образовании» в РФ установлена обязанность для организаций, осуществляющей образовательную деятельность, независимо от организационно-правовой формы или вида реализуемых образовательных программ, создавать условия для питания и охраны здоровья обучающихся.
Отсутствие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для питания и охраны здоровья обучающихся является нарушением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», за которое организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
 
 
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие при предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности
 
2014 год
 
Вопрос: Где можно посмотреть список автошкол Ростова-на-Дону, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности? Какие автошколы могут обучать по новым правилам (с сентября 2014 года)?
 
Ответ: Реестр организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, размещен в свободном доступе на официальном сайте Ростобрнадзора по адресу: http://www.rostobrnadzor.ru/reestr.php.
Обращаем Ваше внимание, что все организации, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения, могут осуществлять подготовку (переподготовку) водителей автомототранспортных средств при условии выполнения лицензионных требований, установленных пунктами 6 и 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.
Кроме этого, информация о согласованных программах и копии выданных вышеуказанным организациям заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям размещаются на официальном сайте Госавтоинспекции в сети Интернет.
  
Вопрос: Требуется ли в настоящее время лицензия для подготовки судоводителей маломерных судов?
 
Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. В статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность определена как деятельность по реализации образовательных программ. Программа подготовки судоводителей маломерных судов является образовательной, следовательно, деятельность по ее реализации подлежит лицензированию.
 
Вопрос: В каком случае выдается временная лицензия? Какой пакет документов необходимо предоставить для ее получения?
 
Ответ: В соответствии с ч. 8 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» временная лицензия предоставляется организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, в целях обеспечения осуществления образовательной деятельности такой организацией в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата.
Согласно приказу Рособрнадзора от 18.04.2014 № 536 «Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему» для получения временной лицензии в лицензирующий орган представляется заявление, копии учредительных документов соискателя лицензии, копия положения о филиале (в случае если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале), копия положения о структурном подразделении (в случае если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ) и опись прилагаемых документов.
 
Вопрос: Необходимо ли образовательным организациям привести основные общеобразовательные программы дошкольного образования в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вступившим в силу с 1 января 2014 года?
 
Ответ: В соответствии с информационным письмом Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных образовательных программ дошкольного образования, призванных создать методическую базу внедрения ФГОС в системе дошкольного образования, немедленное приведение образовательных программ в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования не требуется.