В мероприятии участвовали в режиме «свободного микрофона» представители двадцати индивидуальных предпринимателей, четырех коммерческих организаций (ООО) и восьми частных некоммерческих организаций (АНО и ЧОУ).
Практический семинар открыла руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежда Толстик. Поприветствовав присутствующих, она подчеркнула, что в отношении проверенных в 2019 году коммерческих организаций ранее не проводились контрольно-надзорные мероприятия по вопросам соблюдения ими лицензионных требований и условий. Это было связано с длительным мораторием на плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, но сейчас «надзорные каникулы» прекращены для относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 480-ФЗ. В связи с этим в согласованный с органами прокуратуры план проверок Ростобрнадзора на 2019 год были включены ранее не проверявшиеся коммерческие организации, оказывающие на территории Ростовской области различные образовательные услуги. Модератором и основным докладчиком семинара выступил начальник отдела лицензирования образовательной деятельности Ростобрнадзора Сергей Бойко. Сергей Сергеевич проинформировал присутствующих, что основу плана проверок Ростобрнадзора на 2019 год (в части лицензионного контроля) составили проверки коммерческих организаций, к которым относятся ООО, ЗАО, ПАО и другие, впервые получивших лицензии на осуществление образовательной деятельности в период с 2014 по 2016 годы. Таким образом, в 2019 году было проведено более 70 плановых выездных проверок в отношении этих организаций, в ходе которых был осуществлен контроль соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий. Подводя итоги, можно говорить о том, что практически в каждой третьей проведенной Ростобрнадзором проверке выявляются нарушения лицензионных требований и условий. Всего в ходе проведения вышеуказанных проверок было выявлено 47 таких нарушений.
Какими же были типичные нарушения, выявленные в 2019 году в результате проведения плановых проверок коммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность?
В числе многих – ведение образовательной деятельности по адресу, по видам, подвидам и уровням образования, не указанным в лицензии. Между тем, такая деятельность является нарушением требований ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также было выявлено несоответствие профессионального образования и квалификации педагогических работников требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что является грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Некоторые организации допускают ведение образовательной деятельности при отсутствии заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности (грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных пп. «з» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности). К серьезным нарушениям можно отнести и отсутствие у организации, осуществляющей профессиональное обучение, специальных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение требований статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных пп. «и» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
По результатам плановых проверок, проведенных в отношении коммерческих организаций, Ростобрнадзором было возбуждено 11дел об административных правонарушениях и выдано 19 предписаний об устранении выявленных нарушений. При рассмотрении возбужденных Ростобрнадзором дел об административных правонарушениях судами было наложено девять административных наказаний, из них: семь в виде административного штрафа (два на должностных и пять на юридических лиц) и два наказания в форме предупреждения. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 763 тысячи рублей. При проведении трех проверок в 2019 году имело место уклонение организаций от их проведения, повлекшее невозможность проведения и завершения этих проверок. По фактам уклонения от проведения проверок в соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ организации были привлечены к административной ответственности, и решениями судов на все три организации были наложены административные наказания в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей. В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае уклонения организации от проведения проверки по истечении трех месяцев контролирующим органом рассматривается вопрос о проведении в отношении данной организации плановой выездной проверки без внесения ее в ежегодный план проверок и без предварительного уведомления юридического лица. Повторное уклонение организации от проведения проверки, также повлекшее невозможность ее проведения и завершения, в соответствии с ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В отношении четырех коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в 2019 году были проведены комплексные проверки, в рамках которых, наравне с проверкой соблюдения лицензионных требований и условий, осуществлялся контроль выполнения организациями требований законодательства об образовании (федеральный государственный надзор в сфере образования). По результатам комплексных проверок было выявлено 24 нарушения (четыре нарушения лицензионных требований и условий и двадцать нарушений законодательства в сфере образования), организациям выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
Типичными нарушениями, выявляемыми в части федерального государственного надзора в сфере образования, то есть нарушениями требований законодательства в сфере образования, являлись и те, которые касаются сферы информирования. Одно из них – нарушение требований к размещению на официальном сайте организации в сети Интернет и к обновлению информации (нарушения требований ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, а также требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Ростобрнадзора от 29.05.2014 № 785). Встречается и невыполнение обязанности по формированию и ведению Федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (нарушения требований правил формирования и ведения ФИС «ФРДО», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729). Такие недочеты тоже недопустимы. Проверки выявили и несоответствие договоров об оказании платных образовательных услуг установленным требованиям законодательства или незаключение таких договоров в нарушение установленных требований (нарушения требований ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706). А значит, руководителям нужно более ответственно и требовательно относиться к правильному ведению и оформлению своей документации, в полной мере обеспечивать соблюдение прав потребителей образовательных услуг. Мероприятие прошло интересно и результативно, с пояснениями и приведением реальных примеров из практики. Представители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих на территории Ростовской области различные образовательные услуги, отметили высокую актуальность и важность подобных мероприятий, потому что здесь они получают актуальную и важную информацию, которая помогает им в дальнейшем избежать ошибок. Для определения эффективности проведенного публичного мероприятия, посвященного результатам правоприменительной практики, Ростобрнадзор провел анкетирование присутствующих. Анализ его результатов поможет в дальнейшем совершенствовании проводимой профилактической работы. Ведь самая важная задача в деятельности Ростобрнадзора – это не наказание организаций и их руководителей за допущенные нарушения, а предупреждение всех возможных в региональной системе образования нарушений посредством информирования, разъяснения и предостережения. Поэтому было принято решение, что практика проведения подобных профилактических мероприятий будет продолжена Ростобрнадзором и в 2020 году, их периодичность должна быть не менее одного раза в квартал.
Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/