ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Публикации в СМИ

06 ноября '18

 Газета Консультант по-ростовски – «Как региональные власти контролируют образовательную деятельность на Дону» № 6 (163) октябрь 2018 г.

 
Интервью руководителя Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежды Владимировны Толстик.
 
Сегодня мы беседуем с руководителем Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надеждой Владимировной Толстик. Мы обратились к Надежде Владимировне с просьбой рассказать как ведется контроль образовательной деятельности в области и ответить на вопросы, поступившие от предпринимателей, руководителей образовательных учреждений и родителей.
 
Надежда Владимировна, по каким направлениям работает Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области?
В соответствии с действующим законодательством Ростобрнадзор осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования. В рамках своей деятельности мы проводим проверки образовательных организаций, оказываем государственные услуги по лицензированию и государственной аккредитации, подтверждаем документы об образовании и о квалификации, об ученых степенях, званиях посредством проставления апостиля. Помимо этого, в целях повышения эффективности осуществления переданных полномочий в сфере образования нами регулярно проводятся информационно-методические семинары, вебинары в online режиме, консультации для участников образовательного процесса.
 
Как региональные власти контролируют образовательную деятельность на Дону?
Для Ростобрнадзора основным механизмом контроля является проведение ежегодных плановых проверок в отношении образовательных организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования по трем контрольно-надзорным направлениям – это федеральный государственный контроль качества образования, федеральный государственный надзор в сфере образования и лицензионный контроль. Плановые проверки проводятся на основании приказов Ростобрнадзора о проведении проверок в сроки, установленные ежегодным планом проверок и в отношении тех образовательных организаций и органов местного самоуправления, которые указаны в данном плане.
 
Каковы итоги проведения в 2017 году проверок образовательных организаций. Какие были выявлены нарушения?
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед нами, является выполнение ежегодного плана проверок. По итогам 2017 года этот показатель составил 100%. Нами было проведено более 700 проверок.
Наиболее часто выявленными в ходе проверок нарушениями были:

В целях предупреждения всего спектра нарушений, выявляемых в деятельности образовательных организаций, Ростобрнадзором активно ведется профилактическая работа:

 
Вы сказали, что одним из нарушений является нарушение порядка приема. А на каком основании дошкольная образовательная организация может отказать в приеме воспитанника?
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293).
В случае отсутствия мест родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую образовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (в частности, в министерство общего и профессионального образования Ростовской области), или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
 
Надежда Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие механизмы предусмотрены для оказания добровольной материальной помощи образовательной организации?
Эти механизмы просты, все они предусмотрены законодательством.
Законодательством допускается принятие образовательной организацией материальных ценностей в дар и (или) в виде пожертвования от физических и (или) юридических лиц, с учетом установленных ограничений. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» добровольные имущественные взносы и пожертвования являются одним из источников формирования имущества некоммерческой организации, к которым относятся образовательные организации.
Оказание материальной помощи образовательным организациям можно охарактеризовать как благотворительную деятельность, которую граждане и юридические лица, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», вправе беспрепятственно осуществлять на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
При этом, необходимо учитывать запреты и ограничения на дарение, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что основной характеристикой благотворительной деятельности, заключающейся в оказании материальной помощи, является ее добровольный характер.
Решение отдельных групп граждан (к примеру, родительского комитета) или органа управления образовательной организации оказать материальную помощь школе, детскому саду и т.п., не является обязательным для исполнения каждым родителем (законным представителем).
И здесь, к сожалению, достаточно часто родители (законные представители) встречаются с давлением на них. В таких случаях родители имеют право обратиться за помощью к нам в Ростобрнадзор, органы местного са­моуправления в сфере образования или в правоохранительные органы с целью пресечения случаев вымогательства.
 
Многих интересует почему в школах нет групп продленного дня?
Согласно действующему законодательству об образовании условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня могут быть созданы образовательными организациями, но не являются обязательными. При этом, образовательная деятельность в этих группах не ведется.
 
Что касается частных образовательных организаций, организован ли и на основании каких документов надзор за их деятельностью?
Да, организован. При этом, порядок организации и проведения надзорных мероприятий един для образовательных организаций всех форм собственности. В частности, надзор (контроль) в сфере образования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими данную деятельность:
 
Должны ли образовательные организации обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования?
Да, должны. Эта обязанность установлена, в первую очередь, статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи установлен приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309. Также, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных уровней предусмотрены условия организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ростобрнадзор с 2018 года при проверках осуществляет контроль за обеспечением образовательными организациями необходимых условий доступности образовательных услуг для данной категории лиц.
 
Какова периодичность обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи?
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ, необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Поскольку обучение педагогических работников навыкам первой помощи предусмотрена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», работодатель обязан его организовать. Законом не установлена обязательная периодичность такого обучения, она может быть (при необходимости) предусмотрена вышеназванными коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
 
Все чаще в школах вводят вторую смену для 2-4 классов. Родители возмущены. Что вы, как контролирующий орган, можете сказать по этому поводу? Допускается ли вторая смена для начальных классов в образовательных организациях?
Вопрос о распределении классов по сменам относится к компетенции образовательной организации.
Санитарные правила и нормы позволяют организовать образовательный процесс в две смены. Ограничения установлены только для отдельных классов. Согласно требованиям СанПиН, в организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Соответственно, администрация школы вправе организовать обучение 2-4 классов во вторую смену.
 
Законна ли летняя трудовая практика обучающихся в школе?
Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Поэтому прежде, чем рассматривать вопрос о привлечении обучающегося к трудовой практике следует оповестить его родителей (законных представителей) о том, что обучающийся может быть привлечен к работе в летний период. В данном случае необходимо их письменное согласие. Принуждать детей к труду без их согласия и согласия их родителей является незаконным. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Для того, чтобы интересы всех участников образовательного процесса были соблюдены по введению в школе трудовой практики необходимо привлечь общественный орган управления школой и вынести данный вопрос на общее родительское собрание школы.
 
Где можно посмотреть список автошкол Ростова-на-Дону, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности? Много ли автошкол на территории Ростовской области прекратили свою деятельность и с чем это связано?
В настоящее время достаточно много открытых государственных информационных ресурсов, на которых в доступной форме размещена информация об объектах социальной инфраструктуры.
В частности, информацию об автошколах города Ростова-на-Дону, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, можно посмотреть как в сводном реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности, размещенном на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, так и на официальном сайте Госавтоинспекции (ГИБДД) по Ростовской области (в разделе ОНЛАЙН СПРАВОЧНИКИ – АВТОШКОЛЫ), а также на нашем официальном сайте в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ростовской области.
В последние годы рынок образовательных услуг автошкол Ростовской области устоялся, поэтому их количество практически не меняется.
 
Минтрудом России был утвержден список самых востребованных и перспективных профессий. Минобрнауки России активно разрабатывало новые образовательные стандарты. Отразилось ли это на Вашей работе, и много ли организаций среднего профессионального образования нашего региона внедряют новые образовательные программы по этим востребованным профессиям?
Действительно, в 2015 году Минтруд РФ утвердил список 50 профессий, пользующихся высоким спросом на рынке труда и требующих получение среднего профессионального образования.
Это стало результатом исследования рынка труда и формирования полного справочника актуальных на сегодняшний день профессий.
После утверждения Минобрнаукой России новых ФГОС СПО по ТОП-50 профессий и специальностей в Ростовской области началось их активное внедрение.
Так в 2017 году и в первом полугодии 2018 года Ростобрнадзором обеспечено предоставление услуги лицензирования новых специальностей из перечня ТОП-50 профессий СПО для более чем 60 организаций среднего профессионального образования области. При этом в указанный период в Ростовской области внедрено более 20 новых специальностей из перечня ТОП-50.
Данная работа остается по-прежнему актуальной и особенно активно проводится в преддверии нового учебного года.
Поэтому в целях более качественной подготовки образовательных организаций, реализующих программы СПО, к лицензированию новых специальностей из перечня ТОП-50 Ростобрнадзором разработано информационно-методическое пособие «Лицензирование ТОП-50 профессий среднего профессионального образования и совместное использование в образовательном процессе высокотехнологичного материально-технического обеспечения».
С помощью данного пособия любая профессиональная образовательная организация может воспользоваться всей совокупностью справочной информации, необходимой для лицензирования образовательных программ профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50, а также может получить ответы на многие вопросы, наиболее часто встречающиеся при лицензировании новых программ по новым стандартам и при необходимости внедрения в образовательный процесс совместно используемого высокотехнологичного материально-технического обеспече­ния.
Процедура лицензирования по новым программам из перечня ТОП-50 проводиться в строгом соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности и административным регламентом предоставления государственной услуги. 


список публикаций