Публикации в СМИ
09 ноября '17
Профессиональный стандарт педагога: вопросы применения
№ 9 (120) 27 октября 2017
С 1 января 2017 года в Российской Федерации работодателями в системе образования применяется профессиональный стандарт педагога. В связи с этим у руководителей образовательных учреждений и простых граждан возникает много вопросов. На самые интересные и актуальные из них корреспонденту «Парламентского вестника Дона» отвечает руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области НАДЕЖДА ТОЛСТИК.
– Надежда Владимировна, в настоящее время не все руководители образовательных организаций до конца понимают законодательные требования к педагогическим работникам и порою назначают на эти должности людей, не имеющих какого-либо профессионального образования. Давайте подробно рассмотрим этот вопрос.
– Да, действительно такая проблема есть, и она обусловлена в первую очередь тем, что не все руководители должным образом грамотно соотносят нормы нескольких правовых актов, регламентирующих этот вопрос, и в результате принимают незаконные и необоснованные управленческие решения, которые ведут к грубым нарушениям требований законодательства при ведении образовательной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.
Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Таким образом, правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, т.е. освоившие в полном объеме основные профессиональные образовательные программы, имеющие необходимый объем и уровень профессиональных знаний, умений и навыков, обладающие профессиональной компетентностью и отвечающие конкретным квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.
– А есть ли какие-то исключения из правила? Например, если педагог не имеет требуемой специальной подготовки или стажа работы, но обладает достаточным практическим опытом и компетентностью?
– В соответствии с п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Многие руководители образовательных организаций необоснованно считают, что эта норма позволяет им по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, назначать на должности педагогических работников лиц без какого-либо профессионального образования.
При этом они не обращают внимание на то, что п. 4 Справочника установлено, что в разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы, а в п. 5 Справочника установлено, что при разработке должностных инструкций допускается установление дополнительных требований к необходимой специальной подготовке работников.
Таким образом, отсутствие специальной подготовки и необходимого стажа работы, о котором говорится в п. 9 Справочника зачастую руководителями образовательных учреждений незаконно и необоснованно отождествляется с отсутствием базового профессионального образования в целом, которое не относится ни к специальной подготовке, ни к стажу.
В общих положениях Справочника, как и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», отсутствует понятие «специальной подготовки», при этом в разделах «Требования к квалификации» Справочника по каждой должности помимо требований к уровню профессионального образования и стажу работы установлены дополнительные требования: к направленности профессионального образования, его соответствия области преподаваемого предмета, кружка или секции, требования к наличию и направленности дополнительного профессионального образования. Дополнительные требования в силу действующего законодательства по нашему мнению могут являться предусмотренной Справочником «специальной подготовкой».
При этом еще раз подчеркну, что требования ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не при каких условиях не допускают возможности принятия на работу без профессионального образования (среднего или высшего).
Если лицо не в полной мере отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или профессиональным стандартам, но имеет среднее или высшее профессиональное образование, то только в этом случае в порядке исключения оно может быть назначено на соответствующие должности по соответствующей рекомендации аттестационной комиссии.
Замещения таких обязательных правил положениями иных подзаконных актов являются недопустимыми и незаконными.
– Надежда Владимировна, с 1 января этого года в Российской Федерации работодателями в системе образования применяется профессиональный стандарт педагога. Наверняка в связи с этим к вам поступает большое количество вопросов от граждан. Давайте рассмотрим некоторые из них.
– Конечно. Вот, к примеру, заведующий дошкольной образовательной организации задает вопрос: «Воспитатель детского сада имеет высшее профессиональное образование по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной специализацией учитель информатики». «В связи со вступлением с января 2017 года в действие профстандарта педагога, может ли продолжить работать в детском саду работник в должности воспитателя без получения дополнительной профессиональной переподготовки в области дошкольного образования?».
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Должность воспитателя согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, относится к должностям педагогических работников.
Квалификационной характеристикой по должности «воспитатель» (не включая старшего) установлены требования к уровню квалификации такого педагогического работника - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Необходимость соответствия педагогических работников данным требованиям установлена и п. 3.4.1. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
Таким образом, для занятия должности «воспитатель» требуется наличие образования не ниже уровня среднего профессионального и переподготовка в этом случае не требуется.
Рассмотрим другую ситуацию. Директор школы спрашивает: «Должен ли учитель, имеющий высшее техническое образование (специальность – химик-технолог по переработке нефти и газа), работающий в школе 16 лет учителем химии, пройти профессиональную переподготовку с учетом вступления в силу профстандарта педагога с 1 января 2017 года?».
Учитель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации (профессиональный стандарт «Педагог» Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. N 544н в редакции от 05.08.2016 № 422н). При этом минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов или повышение квалификации в объеме не менее 16 часов (приказ минобразования РФ от 01.07.2013 № 499).
На основании вышесказанного следует, что администрация образовательной организации не вправе требовать от этого учителя прохождения им профессиональной переподготовки. Учителю достаточно пройти курсы повышения квалификации в области преподаваемого предмета.
– Кто создает условие и контролирует переподготовку учителей при появлении новых требований и изменений в законодательстве?
– Следить за новыми изменениями в законодательстве Российской Федерации - обязанность руководителя образовательной организации.
– Как и где лучше проходить профессиональную переподготовку?
– На сегодняшний день существуют организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования, к которым относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Главное, чтобы у этой организации была лицензия на право ведения образовательной деятельности. Есть разные формы обучения по программам профессиональной переподготовки: очно-заочная, возможна с использованием дистанционных технологий. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации). При этом минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки должен быть не менее 250 часов. Право выбора такой организации остается за преподавателем.
Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/
список публикаций