ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Публикации в СМИ

27 июня '17

 Парламентский вестник Дона – Учебным заведениям необходима социальная поддержка работодателей

№ 5 (116) 31 мая 2017
 
На очередном заседании аккредитационной коллегии Ростобрнадзора, которое состоялось 16 мая, были рассмотрены результаты аккредитационных экспертиз в отношении 19-ти профессиональных образовательных организаций. 83 основных профессиональных образовательных программ, заявленных профессиональными организациями, в целом соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
 
Экспертными группами установлено полное соответствие в части требований к структуре и содержанию образовательных программ и сроков реализации образовательных программ. Нет замечаний и к механизму реализации программ. Все учебные заведения обеспечены педагогическими кадрами, учебно-методической документацией, обучающиеся имеют свободный доступ к базам данным и библиотечным фондам, на хорошем уровне проходят учебные и производственные практики. Большим плюсом является и наличие у образовательных учреждений крепкой материально-технической базы (лабораторий, мастерских и вспомогательных помещений).
 
Результаты контрольных (срезовых) работ, итоговой аттестации также подтверждают качество подготовки выпускников. Молодые специалисты востребованы на рынке труда донского региона. Информация, представленная Управлением службы занятости населения о трудоустройстве выпускников, подтверждает сведения, указанные в отчетах экспертов.
 
Вместе с тем были и выявлены некоторые нарушения и несоответствия в образовательных программах учебных заведения. Например, в одном профессиональном училище студенты не были полностью обеспечены литературой, в другом колледже педагоги не имели на момент экспертизы дополнительного профобразования по профилю преподаваемой дисциплины. Но поскольку все недочеты были устранены в установленный срок, аккредитационная коллегия приняла решение о рекомендации к государственной аккредитации 19 образовательных организаций (18 профессиональных и 1 общеобразовательную). Отказано в государственной аккредитации по одной программе «Прикладная математика» ЧПОУ ЕК ЮУ так как она не подтвердила соответствие ФГОС.
 
Также на заседании аккредитационной коллегии было отмечено, что отделом государственной аккредитации образовательной деятельности продолжается работа по анализу взаимодействия аккредитуемых образовательных организаций с работодателями с помощью критериев, разработанных Ростобрнадзором. Специалистами был проведен анализ в части сравнения между профессиональными образовательными организациями различного подчинения: государственными, частной и федеральной казенной. Результаты мониторинга были представлены членам аккредитационной коллегии.
Одна из позиций участия работодателей в образовательном процессе – это участие в формировании содержания обучения и мониторинге качества образования, а именно участие в распределении вариативной части образовательной программы при определении дополнительных компетенций, знаний, умений, практического опыта, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.
 
В государственных образовательных организациях подготовка выпускников ориентирована на приобретение практического опыта, необходимого для работы после трудоустройства. В частных колледжах большинство выпускников ориентированы на продолжение обучения в вузе. По окончании колледжа ребята поступают на 1 курс университета или на третий курс для обучения по ускоренной программе. В федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении подготовка выпускников в первую очередь ориентирована на работу на производстве в колонии.
 
Эти различия определяют распределение вариативной части образовательных программ. В государственных профессиональных образовательных организациях вариативная часть распределяется в основном на общепрофессиональный цикл и профессиональные модули. На эти циклы приходится большая часть отведенного времени. В частном колледже – усиливаются уже имеющиеся и вводятся новые дисциплины в первую очередь в таких учебных циклах, как естественнонаучный, общий гуманитарный и социально-экономический. На профессиональный цикл вариативные часы не распределяются, а на общепрофессиональный цикл приходится в среднем 60% вариативных часов. В федеральном казенном профессиональном учреждении 78% вариативной части программы используется на усиление междисциплинарных курсов в рамках профессиональных модулей, которые дают практические навыки, необходимые на производстве в колонии.
 
Работодатели могут принимать активное участие и в оценке качества образования. Одна из позиций данного направления – это внешняя оценка качества образования – наличие профессионально-общественной аккредитации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
 
Из аккредитуемых образовательных организаций получили общественную аккредитацию 2 профессиональные образовательные организации – Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса по 3 программам и Пролетарский аграрно-технологический техникум – по 1 программе. Учебные заведения имеют возможность активно сотрудничать с представителями бизнеса. Например, Пролетарский аграрно-технологический техникум является членом Союза работодателей РО. ШРКТЭ взаимодействует с Объединением предпринимателей г. Шахты, Шахтинским межотраслевым объединением работодателей.
 
Умение выстроить социальное партнерство оказывает существенное влияние на качество образования и возможность реализации социальных программ. Так, в государственных организациях в качестве меры социальной поддержки предоставляются оплачиваемые места практик, осуществляется поддержка молодых специалистов в течение 3-х первых лет работы на предприятии. Например, в ШРКТЭ, наряду с оплачиваемыми местами практик по программе Электрические станции, сети и системы (10 мест, предприятие Донэнергозавод), студенты привлекаются к проведению обследования пассажиропотока на возмездной основе (программа «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)). По профильным программам колледжа – «Теплоснабжение и Электрические станции, сети и системы» – отдельным студентам выплачивается целевая стипендия в размере 2000 руб. (4 чел.)
 
Эксперты отметили, что в частной организации социальная поддержка не выражена, так как основной процент от выпуска продолжает обучение в университете. Но тем не менее, тесные контакты с Южным университетом дают возможность Егорлыкскому колледжу привлекать в качестве работников преподавателей университета, проводить повышение квалификации, переподготовку кадров и стажировку на базе университета.
 
Предприятия-социальные партнеры участвуют в укреплении МТБ профессиональных организаций, выделяя финансовые средства на конкретные цели, например, на компьютеры, проекторы, оснащение для учебных кабинетов, приобретение спец. одежды, наборов инструментов.
 
Существенным подспорьем в начале трудовой деятельности для молодых специалистов является и предоставление ведомственного жилья в течение первых 3-х лет после трудоустройства, бесплатный проезд к месту работы, обеспечение спец. одеждой, повышение квалификации за счет работодателя.
 
Руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежда Толстик, подводя итоги заседания, отметила, что активное и плодотворное сотрудничество с работодателями способствует повышению качества профессионального образования. И работа по анализу взаимодействия образовательных организаций с работодателями будет продолжена.
 
Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/


список публикаций