Публикации в СМИ
13 сентября '16
Газета «Консультант по-ростовски» – Надежда Толстик: «Профессиональный стандарт педагога – инструмент повышения статуса педагогического работника, эффективности его деятельности»
№6 (145) сентябрь 2016г
С 1 января 2017 года в системе образования Российской Федерации при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда работодатели начнут применять профессиональный стандарт.
Чем вызвана необходимость его введения и что даст его применение – об этом в интервью руководителя Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежды Владимировны Толстик.
- Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Профстандарт дает возможность по-новому подойти к анализу деятельности каждого педагога, что особенно важно в свете определения степени эффективности полученных результатов. Используя содержательный компонент Профессионального стандарта как инструмент повышения статуса педагога, можно увидеть профессиональную особенность, индивидуальность педагогического работника. А она выражается уже в том, что педагогическая деятельность приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам педагога становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами. Профессиональный стандарт – многозначный документ, направленный на повышение качества профессиональной деятельности, и охватывающий все направления педагогического труда.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для экономического стимулирования при определении эффективности деятельности на основе целевых показателей. Он является основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
- Надежда Владимировна, можно ли педагогическую деятельность- творческую, многостороннюю привести к какому –то стандарту?
- Очень важно понять, что профессиональный стандарт педагога – это всего лишь инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Кроме этого, профессиональный стандарт – это еще и объективный измеритель квалификации педагога.
- Может ли этот регламентирующий документ быть дополнен какими-то положениями в регионах?
- Безусловно. Являясь общенациональным рамочным документом, стандарт может быть дополнен региональными требованиями, нормативными положениями образовательных организаций, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
- Надежда Владимировна, какие виды деятельности охватывает профессиональный стандарт?
- Требования содержательного компонента профессионального стандарта педагога охватывают все виды образовательной деятельности с обучающимися: учебную, воспитательную, развивающую, что влияет как на результаты качества достижений обучающихся, так и повышение статуса учителя. Поэтому итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с одаренными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к обучающимся, имеющим ограниченные возможности здоровья, в качестве критериев успешной работы педагогами, совместно с психологами, могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
- Кто может участвовать в оценке профессиональных качеств педагога? Иными словами: а судьи кто?
- Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители. Контроль за деятельностью педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков и т.д. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Внутренние аудиторы образовательной организации должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.
Таким образом, анализируя деятельность педагога на основании требований профессионального стандарта, составляется объективная картина достигнутых педагогом результатов.
Источник: Газета «Консультант по-ростовски» http://ric264.ru/newspaper/
список публикаций