ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Публикации в СМИ

14 сентября '16

Парламентский вестник Дона - «Образовательные учреждения должны работать в правовом поле»
№12 (104) 31 августа 2016
 
 
В педагогической практике встречаются случаи, когда руководители образовательных организаций, не в полной мере   понимая законодательные требования, назначают на должности людей, которые не имеют профессионального образования. Есть такая проблема в нашем регионе, и как она решается, рассказывает руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежда Толстик.
 
– Такая проблема действительно существует. И обусловлена она в первую очередь тем, что не все руководители должным образом грамотно соотносят нормы нескольких правовых актов, регламентирующих этот вопрос, и принимают незаконные и необоснованные управленческие решения, которые ведут к грубым нарушениям требований законодательства при ведении образовательной деятельности.
 
Несмотря на то, что Ростобрнадзор активно проводит информационно-разъяснительную работу среди руководителей образовательных организаций, проверки все еще выявляют такие нарушения. И тогда разъяснять требования законодательства, предъявляемые к педагогическим работникам, приходится уже по итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
 
– Какие все-таки требования предъявляются к педагогическим работникам?
 
– Согласно действующим нормам законодательства, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, т.е. освоившие в полном объеме основные профессиональные образовательные программы, имеющие необходимый объем и уровень профессиональных знаний, умений и навыков, обладающие профессиональной компетентностью и отвечающие конкретным квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
 
В соответствии с п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (далее – Справочник), лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
 
Многие руководители образовательных организаций необоснованно считают, что эта норма позволяет им по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, назначать на должности педагогических работников лиц без какого-либо профессионального образования. При этом они не обращают внимание на то, что п. 4 Справочника установлено, что в разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы, а в п. 5 Справочника определено, что при разработке должностных инструкций допускается установление дополнительных требований к необходимой специальной подготовке работников.
 
Таким образом, отсутствие специальной подготовки и необходимого стажа работы, о котором говорится в п. 9 Справочника, зачастую руководителями образовательных учреждений незаконно и необоснованно отождествляется с отсутствием базового профессионального образования в целом, которое не относится ни к специальной подготовке, ни к стажу.
 
В общих положениях Справочника, как и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», отсутствует понятие «специальной подготовки». При этом в разделах «Требования к квалификации» Справочника по каждой должности помимо требований к уровню профессионального образования и стажу работы установлены дополнительные требования: к направленности профессионального образования, его соответствия области преподаваемого предмета, кружка или секции, требования к наличию и направленности дополнительного профессионального образования.
 
Еще раз подчеркну, что требования ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ни при каких условиях не допускают возможности принятия на работу без профессионального образования (среднего или высшего). Если лицо не в полной мере отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, но имеет среднее или высшее профессиональное образование, то только в этом случае в порядке исключения оно может быть назначено на соответствующие должности по соответствующей рекомендации аттестационной комиссии.
 
Таким образом, сложившаяся в Ростовской области практика, сформированная за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что наличие профессионального образования законодательством признано обязательным и необходимым условием для осуществления преподавательской деятельности. Замещения таких обязательных правил положениями иных подзаконных актов являются недопустимыми и незаконными.
 
– С 1 января 2017 года в Российской Федерации в системе образования начинает применяться профессиональный стандарт педагога…
 
– Да, и по этому поводу в Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области поступает много вопросов. Понимая важность данной проблемы, давайте рассмотрим конкретные ситуации.
 
Например, воспитатель детского сада имеет высшее профессиональное образование по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной специализацией учитель информатики». Вопрос: в связи со вступлением с января 2017 года в действие профстандарта педагога, может ли продолжить работать в детском саду работник в должности воспитателя без получения дополнительной профессиональной переподготовки в области дошкольного образования?
 
Да, может. Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Должность воспитателя согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, относится к должностям педагогических работников.
 
Квалификационной характеристикой по должности «воспитатель» (не включая старшего) установлены требования к уровню квалификации такого педагогического работника. Он должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Необходимость соответствия педагогических работников данным требованиям установлена и п. 3.4.1, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). Таким образом, для занятия должности «воспитатель» требуется наличие образования по укрупненному направлению подготовки «Образование и педагогика» не ниже уровня среднего профессионального и переподготовка в этом случае не требуется.
 
Аналогичное требование содержится и в п. 3.1. Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н и подлежащего применению работодателями с 1 января 2017 года.
 
Рассмотрим другую ситуацию. Должен ли учитель, имеющий высшее техническое образование (специальность – химик-технолог по переработке нефти и газа), работающий в школе 16 лет учителем химии, пройти профессиональную переподготовку с учетом вступления в силу профстандарта педагога с 1 января 2017 года?
 
Безусловно, должен. Требование наличия профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности, установленное Профессиональным стандартом, относится к лицам, имеющим высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, но не имеющих вышеназванных уровней образования по направлению «Образование и педагогика». При этом минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов (приказ Минобразования РФ от 01.07.2013 № 499). На основании вышесказанного следует, что администрация образовательной организации не только вправе потребовать от этого учителя прохождения им профессиональной переподготовки в целях приведения уровня его квалификации в соответствие с новым профессиональным стандартом педагога, но и обязана это сделать.
 
Наши специалисты готовы ответить на все вопросы руководителей образовательных учреждений области, дать необходимые консультации, разъяснить положения законодательства.
 
Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/

 

 


список публикаций