Пароль?
регистрация
Логин:

Пароль:

Публикации в СМИ

22 ноября '12

Начался новый учебный год, и с самыми актуальными вопросами – о внедрении ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) в сфере образования; о больной теме – поборы в образовательных учреждениях; об общенациональной задаче по подготовке безопасного водителя автомобиля – «Парламентский вестник Дона» обращается к руководителю региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежде Владимировне Толстик, доктору экономических наук, профессору.
 
—  Надежда Владимировна, начнем с цитаты с персонального сайта ФГОС: «Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». И выполнить эту миссию призван ФГОС, новый образовательный результат. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты внедряются в систему общего образования с прошлого года. В связи с этим, каковы задачи надзорных органов?
 
 — Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Надзор и контроль за полнотой исполнения образовательными учреждениями федеральных государственных образовательных стандартов – одно из основных направлений нашей службы. К сожалению, не могу сказать, что уровень профессионализма части педагогов области, качество подготовки обучающихся и выпускников школ при проверках соответствуют ФГОСам. Отнюдь. Как ни странно, но у нас в отдельных образовательных учреждениях директор или завуч могут спокойно поменять количество часов, например, того же иностранного языка – вместо трех обязательных часов в неделю давать его один раз, разумеется, это отступление от стандарта, равно как и исключение из расписания отдельных дисциплин. По собственному усмотрению кто-то может не ставить в расписание тот или иной предмет какое-то время, чтобы потом, будто спохватившись, ставить его подряд, часто и густо, чтобы «прогнать» за оставшийся период весь курс. Программа, так сказать, выполнена, а то, что при этом были нарушены все нормативы, методические рекомендации, и то, насколько усвоили материал обучающиеся, кажется, при этом никого не волнует. Но это только кажется, потому что контрольно-надзорные органы, при выявлении данных фактов, привлекают нарушителей не только к административной ответственности. К ним, помимо дисциплинарных взысканий, применяются штрафные санкции.
 
Специалистам Ростобрнадзора приходится разъяснять руководителям образовательных учреждений, что подобные нарушения не способствуют внедрению новых стандартов, делают озвученную миссию менее выполнимой и заставляют сомневаться в профессиональной компетентности директора или завуча образовательного учреждения, которые в подобных случаях действуют не в интересах обучающихся, а в интересах собственных, зачастую меркантильных. Следующей (другой) проблемой, не позволяющей освоить обучающимся ФГОСы на должном уровне, является недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов, особенно физики, химии, как ни странно – информатики, а в ряде случаев сказывается неумение педагогов использовать в образовательном процессе уже имеющееся в школе дорогостоящее оборудование. Следствием этого напрямую являются результаты ЕГЭ: по области средний балл по этим предметам ниже общероссийского. И эта тенденция наблюдается уже несколько лет. Вопрос о качестве преподавания этих предметов, о качестве подготовки преподавателей, ведущих эти предметы, настолько серьезен, что обсуждается на всех уровнях, в том числе на уровне Министерства образования и Правительства области. Поэтому то, что вводится новый ФГОС – явление отрадное и, главное, перспективное. Начинаем с младших классов, привыкаем, и в средних и старших ступенях образования со временем он станет привычен, понятен и неотъемлем. Вырастет новое поколение обучающихся, ясно представляющих, какие знания, оказывающие влияние на всю его жизнь, ему необходимо получить и что он сможет конкретно применить на практике.
 
— У новых ФГОСов есть и противники…
 
 — Противников как таковых нет, все убеждены, что новые стандарты вводить надо. Есть полемика по поводу содержания новых стандартов, и это естественно. В научной, в педагогической среде полемика есть и будет всегда, это нормально, это необходимо, это позитивно. Потому что будут предложения, будут изменения. Главное, что стандарты есть, есть норма, образовательным учреждениям есть с чем соотноситься. И что-то будет обязательно улучшаться, совершенствоваться. Это уже зависит от творческого потенциала того или иного образовательного учреждения и каждого преподавателя. И, как сказал в своем выступлении министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, «требования к образованию должны изменяться постоянно – жизнь меняется, меняются экономические условия, ожидания родителей и детей. Мы будем работать со стандартами, которые приняты, но это не означает, что в них не будут вноситься изменения».
 
— Какие временные рамки установлены для внедрения ФГОСов?
 
 — Намечено их поэтапное внедрение до 2020 года. Процесс стабильный, всесторонний. Сегодня он уже затронул в полной мере начальное, основное общее образование (по мере готовности образовательного учреждения) и профессиональное образование. Поступившие в профессиональные образовательные учреждения в прошлом году и нынешнем уже обучаются по новым стандартам, предъявляющим не просто перечень того, что необходимо изучить, но определяющим критерий компетентности выпускника. И в первую очередь эти критерии учитывают запросы работодателя к молодому специалисту, призванному применить полученные знания на том или ином производстве.
 
— А правда, что преподавателям старшего поколения трудно освоить ФГОС?
 
 — Такие предположения, на мой взгляд, не имеют под собой никакой почвы. Все очень индивидуально. Передовые педагоги всегда идут в ногу со временем, независимо от возрастного ценза. Есть молодые, продвинутые, с широким диапазоном мышления и знаний, есть убеленные сединами, но гораздо моложе многих по восприятию жизни, и уж им-то пригодятся еще и опыт, и навыки, и умения, накопленные годами.
 
— Вопрос, может, и не в тему, но хочется задать. Вчера с удивлением прочла в «Учительской газете», что уроки химии «вымываются» из школьной программы: один час в неделю в 10-11 классах. Это нормально?
 
 — Опять же повторяю, есть определенные нюансы у разработчиков ФГОС. Но в этом случае, как и во многих других, думаю, правда за теми, кто создает профильные классы. Кому-то из обучающихся на старшей ступени нужен гуманитарный уклон, кому-то – математический. Может быть, химии в диапазоне ФГОС как раз-таки достаточно для будущего литератора или искусствоведа. А тот, кто мечтает стать химиком, биологом, врачом или фармацевтом – пожалуйте в профильный класс для более углубленного изучения любимого предмета. ФГОС именно для того, чтобы каждый обучающийся решил для себя проблему выбора.
 
— Перейдем ко второму вопросу, и тоже начнем с цитаты из одного письма: «То, что государственным образовательным учреждениям денег не хватает, давно не новость. И школы и детсады, стараясь решить эту проблему, выкручиваются, как могут. Чаще всего за счет родителей, которые давно уже привыкли сдавать деньги на охрану, ремонт, закупку новой мебели и так далее, и у которых все чаще и чаще возникает вопрос о законности подобных поборов. Хорошо, если траты прозрачны и родители могут узнать, куда расходуются средства. А если нет?».
 
 — Вопрос о поборах, без преувеличения, волнует сегодня всех и вся – его обсуждают на работе, на кухне, в транспорте. Да, образовательные учреждения имеют право получать дополнительную финансовую поддержку как от родителей, так от спонсоров и от других организаций, помимо бюджетного финансирования того или иного уровня. Это разрешено и Законом «Об образовании», и Гражданским кодексом РФ. Но здесь очень важно понимать, что при любом сборе средств или получении финансовой поддержки, подарков, благотворительных взносов обязательно должны соблюдаться определенные нормы и правила. И первое правило – это должна быть действительно добровольная помощь. Родитель только на добровольной основе может оказать помощь детскому саду или школе, и в том объеме, который он считает достаточным.
 
Если сбор денежных средств осуществляет родительский комитет, в том числе путем установления периодических взносов с родителей, то им должен быть обеспечен учет воли каждого из родителей, в свою очередь, должны быть собраны подписи об их согласии с таким решением.
 
При этом все родители, являющиеся дарителями (участвующие в общем пожертвовании), могут истребовать у родительского комитета, как у распорядителя денежных средств, документы, подтверждающие операции с денежными средствами (товарные чеки, накладные, договоры, акты выполненных работ).
 
И на сайте образовательного учреждения должен быть размещен вразумительный отчет, куда ушли эти средства, на что потрачены. Но при проверках зачастую наблюдается все с точностью до наоборот, вплоть до того, что раздаются платежные поручения с конкретно указанными суммами, предъявляемыми к оплате родителям, и взимание средств ведется без какого-либо учета желания родителей.
 
Здесь нет принципа добровольности, это прямое нарушение законодательства. Естественно, при выявлении таких фактов физические лица привлекаются к ответственности согласно кодексу об административных правонарушениях: штраф от 30-50 до 200 тыс. руб. Благие намерения в виде организации охраны образовательного учреждения, обеспечения его водой или средствами гигиены, производства мелкого ремонта и т.д. выливаются порой в бесконечный процесс сбора денег. И самыми уязвимыми в этом процессе, настоящими заложниками противоправных действий и родителей, и работников образовательных учреждений становятся дети. И это самое печальное. Родители просто боятся не сдавать деньги. Потому что не уверены, что это не отразится негативно на его ребенке. И не важно, три года ребенку или пятнадцать, родители (увы, зачастую небезосновательно) считают, что недоброжелательные взрослые найдут способ выместить свое недовольство. Поэтому неслучайно, что большинство обращений в нашу службу по этому поводу анонимно. Эта сложная проблема всего нашего общества, безусловно, должна быть решена, и чем скорее, тем лучше. Главное, поменять наше собственное отношение к происходящему, помнить, что есть законные основания для оказания помощи образовательному учреждению. Нужно соблюдать установленные правила. И когда все это еще и контролируется должным образом, спокойно и выгодно будет всем.
 
Известны нашей службе и другие, противоположные примеры, когда при проверке негосударственного (частного) образовательного учреждения на предмет правомерности оказания им платных образовательных услуг, специалисты службы с удивлением обнаруживают, что занятия с детьми осуществляются бесплатно, чего никак не ожидалось от негосударственного учреждения.
 
Надо быть справедливыми, сегодня сбор денег с родителей, когда каждый четвертый рубль областного бюджета направляется на развитие образования, скажем прямо, уже не так актуален, как в нищенские 90-е годы. Да и зарплаты тех же работников школ и дошкольных образовательных учреждений уже не сравнить с теми прежними. Значит, правомерно ставить вопрос – и мы его ставим! – о беспрофильном образовании в детских садах.
 
— А что это такое?
 
 — А то, что в детских садах не должны работать, например, ветеринары и зоотехники.
 
— Они пришли туда скорее всего в те годы, когда там действительно платили нищенскую зарплату, тогда, мне кажется, в садики брали вообще людей с улицы. Но ведь многие из них по-настоящему любят детей…
 
 — Да, все они в свое время по разным причинам оказались на работе в дошкольных образовательных учреждениях – кто-то потерял работу по специальности, кто-то пришел, чтобы устроить своего ребенка в детский сад и т.д. и т.п. Но никакая любовь к детям не заменит специальных знаний. И за годы, которые с тех пор прошли, каждый мог получить профильное образование в соответствующих педагогических учебных заведениях. Что многие, спохватившись после наших проверок, принялись срочно наверстывать прямо сейчас. Например, в одном из образовательных учреждений на день проверки лишь руководитель был с высшим профильным образованием. Но к моменту решения вопроса об аккредитации образовательного учреждения практически все члены коллектива поступили в высшую школу. И это хорошо, потому что цель наших проверок – не наказать, приняв кардинальные меры, а максимально улучшить ситуацию.
 
— Надежда Владимировна, осень пришла, народ вернулся из отпусков и с каникул, автомобильное движение, как обычно, становится более интенсивным, и мы с огромной тревогой слушаем новости: дорожные происшествия каждый день уносят наши жизни…
 
 — И неслучайно поэтому тема 15-й юбилейной Международной конференции «АВТОШКОЛА-2012» в городе Сочи звучит как набат: «Подготовка безопасного водителя – общенациональная задача. Люди. Технологии. Законодательная база». Наша служба имеет высказать две точки зрения, и они общеизвестны: ужесточить контроль за обучением в автошколах и сдачу экзаменов в ГИБДД и контроль за соблюдением правил дорожного движения. Ведь сегодня любая организация, имеющая лицензию на подготовку водителей, самостоятельно использует примерную программу. А здесь тоже требуется ФГОС. И еще. Если человек заплатил за учебу, он должен требовать научить его как следует. А не стремиться получить права любым путем и как можно быстрее. Он должен, прежде всего, стремиться получать – и получить! – знания. Потому что с того момента, как он садится за руль – его жизнь и наша с вами – в его руках. Человек должен сам сказать себе: – Да, я научился, я умею, я смогу.
 
— Как в Америке, где пересдавать на права не зазорно и в десятый, и в сотый раз. Человеку помогают и сочувствуют, и когда он, наконец, сдаст, воспринимают как общую победу.
 
 — И мы к этому придем. Но давайте подробнее поговорим на эту тему после форума автомобилистов в Сочи. Может быть, тогда разговор получится более предметным.
 
Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/


список публикаций