Пароль?
регистрация
Логин:

Пароль:

Пресса

12 марта '12

Парламентский Вестник Дона - Ростобрнадзор: Apostille - подтверждение подлинности

№2 (27) февраль 2012

О том, чем был интересен для региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области прошлый год и над чем служба работает в 2012 году, наш корреспондент беседует с её руководителем, доктором экономических наук профессором Надеждой Владимировной Толстик.

— Самый главный показатель вследствие исполнения службой контрольно-надзорных функций — уменьшение количества нарушений в 2011 году по сравнению с 2010 годом на тридцать процентов, — говорит Надежда Владимировна. — То есть созданная система работает, и все понимают: закон надо исполнять.

— Вне всякого сомнения, Надежда Владимировна, это результат создания определённой системы проверок, реестров, нареканий, штрафов...

— Однако заметьте: во главу угла мы ставим не количество штрафов — это не есть результат, не самоцель — а уменьшение количества нарушений. Это была изначально поставленная задача, к ней мы стремились и успешно, я считаю, решаем. В течение всего года мы работали над совершенствованием услуг, и у нас достаточно хорошие результаты по лицензированию и аккредитации. Процедура лицензирования со дня принятия документа к рассмотрению по существу не превышает двадцати пяти дней. Такого результата мы добились путём буквально пошаговой систематизации процесса, что было довольно нелегко с учётом того, что в течение года законодательство менялось и вышло очень много нормативных актов. Нами уточнён порядок контроля качества, и сейчас наши сотрудники активно привлекаются к разработке нормативно-правовой базы и методических рекомендаций на федеральном уровне. Наши работники уточняют свои позиции в нормативно-правовой базе и в рамках исполнения федерального стандарта разрабатывают региональные контрольно-измерительные материалы для оценки качества, чтобы было прозрачно и понятно: что проверять и как проверять. Процесс этот очень сложный, потому что разработать объективные контрольно-измерительные материалы, которые устраивали бы всех, нелегко.
Тем не менее, нами уже разработаны критерии оценки учреждений начального профессионального образования, а на федеральном уровне — среднего профессионального образования, и их надо довести по конкретным адресам. Над всем этим трудятся рабочие группы, и результаты этой работы мы скоро будем рассматривать на заседании коллегии. Созданы также рабочие группы, разрабатывающие критерии оценки аккредитации общеобразовательных школ. И когда они будут разработаны, работа экспертов при аккредитации будет лишена какого бы то ни было субъективизма.

— Надежда Владимировна, помнится, Ваше предложение о сдаче ЕГЭ в два этапа — вариант облегчённый и вариант для тех, кто хочет поступать в вузы — должен был быть рассмотрен на федеральном уровне. Рассмотрен ли?

— Прорабатывается. Вопрос ЕГЭ, как любое другое новшество, каким бы прогрессивным оно ни было, с повестки дня не сходит долгое время. В отдельных регионах созданы центры по независимому тестированию, в которые по тем или иным причинам может обратиться любой желающий. У нас пока такой необходимости нет, но мы тоже с интересом следим за этим экспериментальным опытом коллег.

— Итак, нам понятно, чем занималась ваша служба в 2011 году. А под каким девизом вы вступили в год 2012-й?

— Главное, чем мы были заняты в прошлом году помимо всего — переход на электронные услуги по лицензированию и аккредитации. Это огромный пласт деятельности, и когда мы его полностью освоим, лицензирование и аккредитацию можно будет получить через электронные средства коммуникации. Все наши структурные подразделения совместно с Министерством информационных технологий и связи Ростовской области и Управлением инноваций в органах власти Правительства Ростовской области работают над этим. Весь год мы делали запросы и проводили рабочие совещания со всеми органами исполнительной власти, отрабатывали саму форму запросов и ответов и делали всё возможное, чтобы сократить процедуру исполнения этих операций. И в результате добились, как я уже упоминала, неплохих результатов. Так что 2012 год — это для нас продолжение разработки электронных услуг в первую очередь. Базовый уровень мы уже прошли и нацелены только на положительный результат.

— Надежда Владимировна, Вы ничего не сказали о легализации документов государственного образца и апостиле, а ведь с прошлого года на вашу службу возложена ещё одна обязанность — проставление апостиля...

— Да, в нашей области органом, осуществляющим переданное полномочие, губернатор определил Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области. Граждане, которые выезжают или пересылают документы в другие государства, сталкиваются с необходимостью легализации документов. В настоящее время получили распространение два способа — консульская легализация и проставление апостиля. Проставление апостиля — это «упрощённая легализация», но это скорее житейское понятие, нежели юридическое.
Проставление апостиля осуществляется в соответствии с Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года (Гаагская конвенция) в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Конвенция была принята рядом государств, с целью унификации и гармонизации, а также единообразного регулирования вопросов легализации документов. Участниками конвенции являются более ста государств, которые получают следующие преимущества: упрощение процедуры признания юридической силы документов на территории другого государства; одноступенчатость процедуры; расширение географии использования «апостилированного документа» (если иное не оговаривается условиями присоединения государства); облегчение для иностранных органов распознавания признаков, подтверждающих юридическую силу документа ввиду наличия унифицированного штампа «Апостиль» на документе.
СССР подписал конвенцию в 1991 году, а вступила она в действие (для России как для правопреемницы) уже после его распада, 21.05.1992 года, и проставляется апостиль в России с 31 мая 1992 года.
Документами, подлежащими подтверждению путём проставления штампа «Апостиль» (ст. 2 Конвенции) являются: документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; административные документы; нотариальные акты; официальные пометки (отметки о регистрации; визы, подтверждающие определённую дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса).
Конвенция не распространяется на: документы, совершённые дипломатическими или консульскими агентами; административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

— Так что же такое «апостиль» по существу?

— Апостиль (apostille) — это специальный штамп, который проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, и подтверждает подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежавшем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплён этот документ, но не подтверждает содержание документа. Содержательная сущность документа должна быть оценена потребителем апостилированного документа за рубежом (например, работодателем, сотрудниками кадровой службы и т.д.). Апостиль должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции, и может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нём пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке (ст.4 Конвенции).
 В Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года подтверждение документов государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях осуществляется непосредственно в каждом субъекте Российской Федерации, где заявителем (вне зависимости от гражданства и места регистрации) на подтверждение могут быть представлены российские документы государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях.

— Какова проводимая вашей службой процедура?

— Ростобрнадзором проводятся процедуры подтверждения (проставления Апостиля на отдельном листе, скрепляемом с документом) в отношении российских документов государственного образца, учёных степенях и учёных званиях для желающих обучаться или работать за рубежом. Подтверждение российских документов государственного образца об образовании, учёных степенях и учёных званиях осуществляется на основании: Гаагской конвенции 1961 года; Закона РФ «Об образовании (ст.27.1); Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.5 и ст.23); постановления Правительства РФ от 11.03.2011 «О подтверждении документов государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях».
Для подтверждения российских документов об образовании государственного образца принимаются оригиналы документов: об основном общем и среднем (полном) образовании; о начальном профессиональном образовании; о среднем профессиональном образовании; о высшем профессиональном образовании; о присвоении учёной степени; о присвоении учёного звания.

— И сколько было принято документов за период с момента предоставления вашей службе этих полномочий?

— С момента предоставления этой государственной услуги по настоящее время Ростобрнадзором принято 253 документа на подтверждение к рассмотрению по существу. Принято решение о подтверждении 234 документов государственного образца об образовании посредством проставления на них апостиля.

— Услуга эта платная?

— За проставление апостиля на документах государственного образца уплачивается государственная пошлина в размере 1500 рублей за каждый.

— Были случаи отказа в легализации документов и по какой причине?

— Принято решение об отказе подтверждения трёх документов государственного образца об образовании посредством проставления на них апостиля. Причиной отказа в одном случае послужило отсутствие у должностного лица, подписавшего документ, права на подпись. В двух других случаях факт выдачи дипломов о профессиональной переподготовке не подтвердился.

— Как быстро происходит оформление документов по поводу их подлинности?

— Это зависит от того, как быстро приходят ответы на наши запросы. Бывает, что спокойно, без спешки, можно всё оформить за неделю. Бывает, и несколько дольше. Максимальный срок — сорок пять дней. Главное, что это обязывает образовательные учреждения систематизировать учёт выданных документов. Вузы должны иметь архив в электронном виде, чтобы быстро найти, кто в какой период у них учился. В вузах, кстати, в этом отношении гораздо больше порядка, нежели в учреждениях начального профессионального образования. И в школах не так трепетно и законопослушно относятся к тому факту, кто имеет право подписывать аттестаты, есть ли соответствующие приказы, распоряжения о назначении на должность, об исполнении возложенных обязанностей и т.д.
С возложением на Ростобрнадзор новых полномочий появилась возможность систематизировать и повысить ответственность образовательных учреждений в этом плане.

— А что будет, если документы не достоверны?

— В таких случаях дело передаётся на рассмотрение в правоохранительные органы.

— Надежда Владимировна, значит ли всё это, что люди теперь не будут покупать поддельные документы об образовании? Ведь с некоторых пор это можно было сделать даже в подземном переходе...

— Насчёт покупки — не знаю. А вот насчёт подтверждения их подлинности многие хорошенько подумают. По крайней мере, у нас уже есть прецеденты, когда человек принёс заявление, но узнав, как происходит процедура установления подлинности документа, отозвал это заявление назад, ничего не объясняя...

Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/
 



список обзоров