Пароль?
регистрация
Логин:

Пароль:

Пресса

23 декабря '11

ОПЫТ И СТРАТЕГИЯ

Современная образовательная среда № 8 (16.12.2011)

Н.В. ТОЛСТИК, руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, доктор экономических наук, профессор

Сегодня стратегические ориентиры государственной политики в сфере образования сформулированы четко и ясно: обеспечить гарантии доступного и качественного образования каждому гражданину РФ.
В Ростовской области сложилась многоуровневая вариативная образовательная система, в рамках которой функционируют 3860 образовательных учреждений. Это не только здания и сооружения, это, прежде всего, – 150 тысяч педагогов-практиков и около 22 тысяч выпускников школ ежегодно; это – около 140 тысяч детей дошкольного возраста, посещающих детские сады городов и сёл Ростовской области; это – более 300 тысяч талантливых детей, развивающих свои способности в учреждениях региональной системы дополнительного образования; это – около 60 тысяч молодых людей, которые получают начальное и среднее профессиональное образование и делают первые шаги в построении своей профессиональной карьеры.
Но для того, чтобы максимально точно определить, насколько региональная образовательная система отвечает целям государственной политики, запросам общества и потребностям граждан Ростовской области необходима объективная система контроля и оценка его результатов.
Ростовская область стала первым регионом Юга России, где в 2009 году была создана Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования как самостоятельный орган исполнительной власти, осуществляющий разрешительные, контрольные и надзорные функции. Становление службы проходило в несколько этапов и в достаточно сжатые сроки, но уже сегодня мы можем констатировать, что созданы:
• единая информационная база данных, размещенная в сети Интернет, с детальной информацией о каждом образовательном учреждении, действующем в правовом поле;
• система оперативного выявления фактов нарушения законодательства РФ в сфере образования;
• механизм аналитических разработок на основе реальной информации о состоянии образовательного учреждения, который позволяет повысить эффективность контрольных и надзорных функций.
Созданная система позволяет не только оперативно выявлять проблемы в сфере образования региона, но и прогнозировать их возникновение, а в ряде случаев принимать меры превентивного характера, предотвращая возможные нарушения, такие как: нецелевое использование бюджетных средств, незаконную выдачу документов об образовании, незаконное осуществление образовательной деятельности.
Огромный пласт деятельности Ростобрнадзора – лицензирование и государственная аккредитация. За три года процедуру лицензирования прошли более 50 % образовательных учреждений региона.
Сегодня каждое образовательное учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность. Но появляются новые проблемы, которые требуют оперативного решения. Например, не снижается актуальность вопросов, связанных с доступностью дошкольного образования: более 40 тысяч детей нуждаются в получении места в детском саду. Территориальные органы управления образования активно расширяют сеть детских садов. И одним из реальных вариантов решения проблемы стало открытие дошкольных групп в различных типах образовательных учреждений, что требует своевременного лицензирования. Мы планируем знакомить читателей журнала с опытом работы муниципальных образований в этой области.
Не снижается острота вопроса, связанного с лицензированием новых образовательных программ. Система дополнительного образования детей предполагает всестороннее развитие ребенка не только в учреждениях дополнительного образования, но и в детских садах, школах. В настоящее время даже в самых отдаленных селениях реализуются программы научно-технического, эколого-биологического, культурологического, краеведческого и других направлений. Но нельзя забывать, что право их реализации наступает только с момента получения лицензии.
В настоящее время создана мобильная система межведомственного взаимодействия, сократилось количество представляемых лицензиатом документов, вдвое сократился срок работы с ними, что существенно оптимизировало процедуру лицензирования.
Специалисты Ростобрнадзора четко отслеживают ситуацию, обеспечивая условия для соблюдения законодательства в данной сфере. Проведенный нами анализ позволяет говорить о том, что, благодаря совместным усилиям службы, учредителей и руководителей образовательных учреждений эти проблемы решаются.

Источник: «Современная образовательная среда», № 8 (16.12.2011), С. 4-5 



список обзоров