Пароль?
регистрация
Логин:

Пароль:

Пресса

09 декабря '11

Парламентский Вестник Дона - «Наша служба: надзор и контроль» 

№ 11(24) ноябрь 2011

Наша служба: надзор и контроль

Надежда Владимировна Толстик, доктор экономических наук, профессор, вот уже третий год возглавляет Региональную службу по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзор). Если проанализировать её трудовую деятельность, придёт чёткое понимание: к этой работе она шла последовательно и неуклонно всю жизнь, накапливая знания и опыт, нарабатывая умения и навыки. В 1978 году окончила РИСИ (Ростовский инженерно-строительный институт) по специальности «Экономика и организация промышленности строительных материалов», работала инженером-экономистом на заводе лёгких заполнителей треста «Стройконструкция». А потом пошла в педагогику: преподаватель, заведующий отделением по работе с иностранными учащимися, заместитель директора по учебной работе, директор — всё это последовательно, по нарастающей — в Ростовском строительном техникуме, Ростовском колледже информатизации и управления. Почётные грамоты министерства общего и профессионального образования Ростовской области, нагрудный знак «Почётный работник среднего профессионального образования Российской федерации», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» — вот достойные награды за многолетний, скрупулёзный и, несомненно, творческий труд. А ещё у Надежды Владимировны есть чин: действительный государственный советник Ростовской области II класса. И по отношению к ней слово «чиновник» не окрашивается в серо-чёрные тона, а вызывает ассоциацию с «Табелью о рангах» Петра I, и кажется, что именно о ней написаны в «Энциклопедии русского быта ХIХ века» слова о том, что «...чиновников, старавшихся честно и благородно служить народу...больше всего было в сфере образования, здравоохранения, в среде инженерно-технических работников», и о том, что «в числе видных и уважаемых деятелей нашего Отечества мы найдём немало людей, носящих чины; без этого нельзя ... занимать сколько-нибудь значительный пост на государственной службе». Сегодня с Н.В. Толстик беседует наш корреспондент.

— Надежда Владимировна, уже третий год существует в нашей области Ростобрнадзор, и, право же, трудно представить, что раньше этой службы просто не было. Ваша деятельность заставила прислушаться и приглядеться даже самых ярых скептиков. А всё потому, что деятельность ваша продуманна и планомерна, и многие начинания вполне достойны апробирования на уровне Федерации. Например, ваше предложение о сдаче ЕГЭ в два этапа (первый — лёгкий, второй — сложный — для тех, кто собирается поступать в вузы), электронный документооборот, который имеет у вас особую специфику, разработанные критерии оценки качества образования и некоторые другие. Расскажите, чем интересен каждый этап становления вашего ведомства.

— Идея создания самостоятельного органа исполнительной власти в сфере образования с передачей полномочий по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорных функций созрела на федеральном уровне. Государственные услуги — это аккредитация и лицензирование и подтверждение подлинности документов государственного образца, учёных степеней и званий. Контрольно-надзорные — это контроль за соблюдением законодательства и контроль качества в сфере образования.

Первое, с чего мы начали — это создание единой базы образовательных учреждений. Ведь все привыкли, что образование — это школы, вузы, дошкольные, профессиональные учебные заведения. На самом деле в области существует очень широкий спектр и других образовательных учреждений, не учтённых в общем реестре. Ну, например, представляете систему профподготовки, переподготовки, повышения квалификации внутри таких серьёзных предприятий, как «Роствертол», «Тагмет». Или, например, окружной госпиталь, где повышение квалификации касается врачей или медсестёр, которым предстоит работать в горячих точках. И, конечно же, в нашей области, как и в других, существует сегодня множество негосударственных учреждений дополнительного образования. Они могут называться университетами (даже международными), институтами повышения квалификации и т.д. и т.п. И мы начали собирать о них информацию — где, как они работают, с какими программами, с какими категориями граждан. Так что в первый год становления нашей службы мы провели «инвентаризацию» и увеличили юридическую численность учебных заведений в РО на...702 единицы. Вдумайтесь, какая это серьёзная цифра. Мы создали региональный модуль с данными об образовательном учреждении, и о каждом теперь имеем полную информацию.

Во второй год существования мы вплотную взялись за совершенствование контрольно-надзорных функций, которые особенно чётко обозначились после внесения в декабре 2009 года изменений в административный кодекс. За нарушения в области образования предусмотрена теперь серьёзная система штрафов. Наши сотрудники проверяют соответствие локальных актов федеральному законодательству, исполнение тех или иных требований при организации образовательного процесса. Оказалось, что это довольно сложно для некоторых образовательных учреждений, и, как следствие, составление протоколов об административных правонарушениях. Первоначальное удивление — как?! — сегодня сменилось готовностью действовать в рамках закона, чего мы, собственно, и добиваемся, потому что конечная цель: привести сферу образования в соответствие с качественным стандартом оказания услуг. Параллельно с контролем за соблюдением законодательства мы осуществляем контроль качества в образовании. Здесь сложность вначале была в необходимости развести понятия — оценка качества — этим занимаются органы управления — и контроль качества. Вот здесь и начинают исполняться переданные федерацией полномочия. Они осуществляются путём проведения проверок, согласно 294 ФЗ, и измерений соответствия нормам государственного стандарта.

В этом месте нам обычно говорят: приведите примеры. Пожалуйста. По стандарту есть перечень обязательных предметов. Однако есть школы, где не проводят уроки пения, или уроки изобразительного искусства, или иностранных языков, потому что нет преподавателей. Физкультуру, потому что нет надлежащих условий. Или, например, есть хорошее расписание под стеклом, составленное по всем нормам и стандартам, а уроки каждый день проводятся по другому расписанию. Почему из-за недоработки администрации должны быть обделены учащиеся? Так что наша работа — прямой ответ на замечание В.В. Путина о том, что вся система и деятельность контрольно-надзорных органов должна быть направлена на защиту населения от необоснованных рисков некачественного образования. Иногда нас упрекают в том, что мы специально приезжаем, чтобы наложить штрафы. Нет и нет. Даже в тех случаях, когда приходится обращаться в суд с иском об аннулировании лицензии, мы отнюдь не преследуем цель закрыть образовательное учреждение. Суд ни разу не удовлетворил наш иск, но главное, что к моменту судебного заседания все ошибки администрации школы и муниципалитета, который несёт равную с ней ответственность, были исправлены. Значит, это работает, и мы добились исполнения закона. Мы не проводим проверки массово во всех школах муниципалитета, мы выбираем одну-две, а по результатам нашей работы отдел образования проводит анализ результатов со всеми остальными. И проверяемые школы выбраны были нами не случайно. Проверки проводились в наиболее неблагополучных школах по результатам ЕГЭ. Ни для кого это был не секрет, они заранее — за год — были предупреждены. Не секрет и сегодня, к кому мы собираемся прийти с проверкой в 2012 году. Наше принципиальное отличие — мы не смотрим и не оцениваем, как преподаватель ведёт свой предмет, мы смотрим, как учащиеся усвоили знания согласно обязательному государственному стандарту. В проверенных школах мы увидели то, что ожидали, и количество замечаний было не одно-два, но доходило даже до двадцати.

— Вы следуете указаниям Премьера и в том, что чиновники должны в полной мере овладеть компьютерными технологиями...

— Да, параллельно со всей работой, преследуя цель прозрачности нашей деятельности, мы отладили электронный документооборот и теперь работаем над внедрением электронных услуг (сейчас вопрос — в составлении электронно-цифровой подписи для соискателей). Система созданного нами единого окна успешно работает, и многие региональные наши коллеги просят поделиться с ними этой программой. Но мы считаем, что над ней надо ещё хорошо поработать, довести до совершенства.

— А правда, что Ростобрнадзор создал некие критерии для автошкол? Неужели до сих пор этого не было на уровне Федерации?

— В РФ действительно нет государственных требований и стандартов для обучения водителей. Поэтому в 2009 году мы инициировали создание межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители ГИБДД, автошкол различных форм собственности, минздрава, роспотребнадзора, и разработали региональные методические рекомендации, включающие все параметры работы авто-школ. И сегодня они действуют на территории области.

— Так же, как критерии оценки работы дошкольных образовательных учреждений, которые вы тоже разработали самостоятельно.

— Ну, детские сады — это особые образовательные учреждения, которыми с некоторых пор мы по-настоящему увлечены. Работать в этом направлении оказалось чрезвычайно сложно и интересно. Мы разработали критерии для каждого типа и вида дошкольных образовательных учреждений со всеми качественными и количественными характеристиками, это очень серьёзный труд, которым все теперь успешно пользуются.

— Вообще-то, все эти критерии должны быть разработаны на уровне Федерации...

— В тех случаях, когда их нет, рекомендуется создавать собственные на уровне регионов. Мы это разрешение разумно используем, вот и всё. Мы разработали критерии оценки в принципе для каждого уровня образования, для каждого типа и вида.

— Ваш опыт со временем распространят по всей России...

— Да мы не против: учить и учиться — в этом, собственно, наша основная задача.

— В последнее время всё чаще поднимается вопрос о нехватке профессиональных кадров, особенно в сельском хозяйстве...

— Вопрос стоит остро, требует комплексного решения, и я думаю, что мы, со своей стороны, совместно с министерством сельского хозяйства, будем его изучать более подробным образом и внесём свою лепту в его решение. Руководители этих учебных заведений очень исполнительные, дисциплинированные педагоги, душой болеющие за свои образовательные учреждения.

— Вы так поставили свою работу, что во всех министерствах и департаментах у вас есть свои люди...

— В том смысле, что везде есть специалисты, отвечающие за связь с нашей службой? Да, это так. Это удобно и для них, и для нас. Учебные заведения есть во всех подведомствах, проблемы у них и схожие, и специфические. Чрезвычайно интересно работать, например, с казачеством, их кадетские корпуса — настоящая казачья республика. У минспорта или минкультуры — своя специфика, у министерства здравоохранения — своя. Изучаем, консультируем, работаем сообща.

— Что у вас в ближайших планах?

— Сейчас у нас на подходе работа с учреждениями «господдержки детства». Это школы-интернаты, детские дома, различные коррекционные учреждения. Это плановые проверки, консультации, всё тот же надзор и контроль. Служба наша такая.

Флория Нетреба 



список обзоров