Пресса
10 ноября '11
Парламентский Вестник Дона. Толстик Н.В. - «В новых стандартах - принцип компетенции» (выдержка из статьи «Кадровый потенциал - задача номер один»
№10 (23) Октябрь 2011
“… Н.В. Толстик, - руководитель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, которая вот уже третий год осуществляет аккредитацию, лицензирование, подтверждение подлинности документов государственного образца об образовании, учёных степенях и званиях и контрольно-надзорные функции по контролю качества знаний и по надзору за соблюдением законодательства.
- Хочу остановиться на двух аспектах подготовки резерва кадров для различных отраслей, - сказала она. - Первый - это подготовка экспертов. В нашей области функционирует три тысячи восемьсот шестьдесят образовательных учреждений. Примерно половина из них на сегодняшний день прошла аккредитацию и лицензирование. Более пятисот учреждений мы посетили с проверками по контролю качества и надзору за соблюдением законодательства. Эту работу мы организуем с помощью экспертов. Поэтому первое, с чего мы начали в области - это пилотный проект по подготовке резерва управленческих кадров в лице этих экспертов. Их аккредитация - молодых, мобильных, высокопрофессиональных педагогических кадров - проходит после обучения в институте повышения квалификации: семьдесят два часа в режиме тестирования, научно-практических конференций и других познавательных и образовательных мероприятий. При этом оказалось, что все муниципалитеты заинтересованы в подготовке своих собственных экспертов для дальнейшей работы на местах. Таким образом, мы подготовили пятьсот экспертов, и любой из этой армии способен заменить директора, заместителя руководителя образовательного учреждения, руководителя методической службы. Каждый из них побывал в ряде других образовательных учреждений, хорошо знает свою работу, умеет сравнивать, анализировать.
Второе направление - это подготовка кадров в профессиональном образовании. На территории области функционирует шестьдесят одно учреждение СПО федерально-регионального подчинения, двадцать шесть федеральных учебных заведений и семьдесят четыре учреждений НПО. Ежегодно они выпускают шестьдесят тысяч специалистов. Насколько они хороши, помогут узнать новые федеральные стандарты, которые с этого года обязательны для всех учебных заведений. Принципиальное их отличие от прежних подходов к образованию в том, что теперь при проверке знаний, навыков и умений выпускников во главу угла ставится его профессиональная компетенция. Потому что работодатель хочет получить не просто хорошего мальчика или девочку с «красным» дипломом, а специалиста, т.е., если это, к примеру, медсестра, то она должна уметь проводить все необходимые, согласно её квалификации, медицинские процедуры, а если тракторист - уметь работать на тракторе. Поэтому сегодня в процедуру аккредитации образовательных учреждений заложен принцип компетенции, в основе которого - обследование практической работы учащихся, результаты производственной практики, отзывы работодателей. Наша совместная с министерством образования задача - выпускать специалистов, свободно владеющих навыками профессии, получающих удовольствие от своей работы и поэтому работающих по специальности, а не грузчиками и кассирами с дипломами о совершенно другом образовании. Сегодня мы работаем над тем, чтобы в образовательных учреждениях были созданы нормальные условия для аккредитации и лицензирования. И это - прямое действие на указание Владимира Владимировича Путина о том, что все надзорные и контрольные мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, должны быть направлены на сокращение всякого рода рисков при получении образования. Задача очень сложная, и не случайно я начала своё выступление с цифр и ими же и закончу: под нашим надзором сто пятьдесят тысяч педагогических работников, двадцать три тысячи выпускников школ ежегодно, шестьдесят тысяч выпускников профобразования. Так что работы будет более чем достаточно, но мы надеемся, что результаты будут.
…”
Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/