Пароль?
регистрация
Логин:

Пароль:

Пресса

30 июня '11

Парламентский Вестник Дона - Зачем или за чем идем в автошколу: Научиться вождению или за правами?

№6 (19) Июнь 2011 

Если вы уже решили освоить навыки вождения, но еще не определились с выбором образовательного учреждения, в этом вам помогут рекомендации специалистов службы Ростобрнадзора. Выбрав учреждение, советуют они, первым делом не только выясните, но и лично проверьте: первое — есть ли у данной автошколы лицензия (во избежание аннулирования вашего свидетельства либо сертификата по причине отсутствия нужной вам категории вождения, отсутствия непосредственно самой лицензии или окончания срока ее действия в период вашего обучения); второе — какие условия для обучения предлагаются в данной автошколе (соответствует расположение автодрома указанному в лицензии и удобно ли оно вам и т.п.); третье — внимательно ознакомиться с текстом договора, пункты которого должны соответствовать положениям типовой программы (количество часов, отведенное на теорию и практику, должно соответствовать нормативам; к примеру, для обучения водителей категории «В» требуется 156 часов, в том числе 50 часов непосредственно вождения). Не последнее значение в этом имеет сумма договора! Если она нереально занижена, стоит задуматься о качестве предоставляемых услуг. Помните: качественно — не значит дешево. И самое главное — не полениться и подойти к выяснению этих моментов со всей скрупулезностью и ответственностью, ведь теперь в ваших руках жизни других людей!
За столь ценную информацию мы, безусловно, поблагодарили руководителя Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Надежду Владимировну Толстик и продолжили с ней беседу об автошколах Ростовской области, основных принципах их деятельности и, конечно, о качестве обучения кандидатов в водители на донской земле.
— Надежда Владимировна, если говорить об учреждениях, обучающих вождению автомобильным транспортом, то есть ли какие-то особенности в осуществлении контрольно-надзорных функций в этом сегменте образовательной системы? Или контроль осуществляется по принятым для всех образовательных учреждений стандартам?
— Особой специфики в работе применительно к учреждениям, занимающимся подготовкой водителей, нет. Они являются такими же объектами надзора и контроля, как и остальные. Соответственно, проведение надзорных функций регулируется 294-ФЗ. 
Следует отметить, что на данный момент на федеральном уровне отсутствует государственный образовательный стандарт по программам подготовки водителей транспортных средств и, как следствие, необходимость в государственной аккредитации учреждений, их реализующих, тоже отсутствует. 
На территории Ростовской области по инициативе нашей службы (естественно, с целью нормализации ситуации в сфере подготовки водителей транспортных средств) была создана межведомственная рабочая группа при заместителе Главы Администрации (Губернатора) области по взаимодействию с административными органами. Основная работа группы направлена на разработку региональных требований к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку водителей. По ее итогам были подготовлены и утверждены методические рекомендации по материально-техническому и кадровому обеспечению данных учреждений, которые и используются в работе специалистами Ростобрнадзора.
— Проводились ли плановые проверки в отношении автошкол за время деятельности Вашей службы? Каковы их результаты?
— В соответствии с действующим в настоящее время законодательством плановые проверки проводятся в обязательном порядке спустя год после выдачи учреждению лицензии. В дальнейшем такие проверки осуществляются один раз в три года (при условии отсутствия жалоб на проведение деятельности данного учреждения). 
За период 2010 года и шесть месяцев 2011 года были рассмотрены документы, представленные на лицензирование программ подготовки водителей от 136 организаций. По итогам рассмотрения всем соискателям были направлены уведомления с замечаниями по содержанию и оформлению представленных документов. В результате только 101 соискатель (74 процента от общего числа) смог выполнить требования, предусмотренные федеральным законодательством, и получить лицензии на ведение образовательной деятельности. 
Часто возникающей проблемой при лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кандидатов в водители, является недостаточность обеспечения учебно-материальной базы. Наиболее оснащенными в этом плане выступают федеральные образовательные учреждения и учреждения ДОСААФ России. У негосударственных, которых насчитывается 33,5 процентов от общего числа, в результате проведения лицензионных экспертиз были выявлены многочисленные факты неоднократного представления одной и той же материально-технической базы для лицензирования различных учреждений.
Ввиду этого нашей службой контрольно-надзорные мероприятия осуществляются по трем направлениям:

— Результаты удручающие или, наоборот, обнадеживающие? 
— Прежде чем давать оценку результатам проверок, стоит отметить, что в Ростовской области к деятельности автошкол относятся строго и со всей ответственностью. По сути, мы отвечаем за жизни людей. Честно говоря, два года назад ощущение при проведении проверок было ужасным. Представьте себе, школы, состоящие из одного ноутбука. О каких условиях обучения можно говорить?! На сегодняшний день подобного безобразия нет. Несмотря на то, что основные претензии к автошколам связаны (и вы наверняка об этом знаете) с отсутствием автодрома, в целом, динамика положительная.
— Осуществлялись ли внеплановые проверки? Чем они были вызваны?
— Внеплановых проверок было проведено 13, в ходе которых были выявлены типичные нарушения. Среди них — нарушения Правил оказания платных образовательных услуг; отсутствие в собственности лиц на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, предназначенных для осуществления образовательной деятельности; нарушение графиков использования автодромов; несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, установленных Роспотребнадзором, а также отсутствие заключений органов Госпожнадзора и ГИБДД ГУВД о соответствии учебно-материальной базы образовательных учреждений требованиям, установленным законодательством. 
По их результатам в отношении 11 образовательных учреждений и их должностных лиц были возбуждены 20 дел об административных правонарушениях. Безусловно, виновные привлечены к ответственности. Общая сумма штрафов составила свыше 500 тысяч рублей. Большая часть таких проверок вызвана жалобами заявителей, поступившими в Ростобрнадзор. Часть проверок проведена на основании информации Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Ростовской области.
— Были ли в практике Ростобрнадзора случаи аннулирования лицензии учреждений данного профиля? 
— Нет, в нашей практике подобных случаев пока не было. А вот отказы в выдаче или переоформлении лицензии были получены 35 учреждениями. 
— Как в целом Вы оцениваете уровень обучения в автошколах Ростовской области? 
— В целом, уровень обучения в автошколах области нельзя оценить однозначно. Могу с уверенностью сказать, что у нас нет среднего или общего уровня. Отмечается как высокий уровень обучения, так и низкий. Наличие как хороших автошкол (говоря простым языком), так и плохих, к сожалению... 
— Есть ли существенные отличия образовательного процесса в государственных автошколах от частных? В чем они заключаются?
— Скажу честно, главное отличие автошколы, как и любого образовательного учреждения, зависит не столько от формы собственности, а больше от личности руководителя. В любом образовательном процессе доминирует личностный фактор. И еще: как правило, в государственных образовательных учреждениях в собственности имеется автодром, а негосударственные в основном предпочитают использовать в целях обучения вождению арендованную материально-техническую базу. 
— А существуют ли в Ростовской области автошколы, работающие безукоризненно, проверки которых не вызвали особых нареканий со стороны специалистов Ростобрнадзора? 
— В начале деятельности нашей службы автошкол, работающих безукоризненно, не было. Идеальных учреждений нет в принципе, но сегодня они начинают претендовать на этот уровень. Есть школы, соответствующие всем требованиям. Но, к сожалению, пока их немного. И в этом, я считаю, немалая заслуга специалистов Ростобрнадзора. Наша победа и в том, что за время деятельности службы на территории Ростовской области было построено 13 автодромов. Конечно, не все расположены на рекомендуемой площади в полтора гектара, но зато все соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Уже сейчас в пригороде Ростова идет строительство нескольких автодромов, которые должны быть полностью автоматизированными. Если и дальше у нас будет отмечаться только положительная динамика развития данных учреждений, то уверена, что в скором будущем мы придем к цивилизованной системе обучения вождению. 

Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/ 



список обзоров