ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие при осуществлении федерального государственного надзора
в сфере образования
 
2019 год
 
ВОПРОС:Имеет ли право наша школа требовать обязательного ношения школьной формы? В ее Уставе такое требование отсутствует.
 
ОТВЕТ: Школа вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. Согласно частям 1, 2 статьи 38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», эти требования устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации, при этом:
1) требования к одежде обучающихся должны соответствовать типовым требованиям, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности, требованиям к одежде обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в Ростовской области, установленным постановлением Правительства Ростовской области от 16.01.2014 № 2) данный локальный нормативный акт должен быть принят с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
 
ВОПРОС:Может ли ребенок с ОВЗ учиться в обычной муниципальной школе по месту жительства, а не в специальной школе-интернате, как рекомендовано ПМПК?
 
ОТВЕТ: Да, может. Согласно п.1 ч. 5 ст. 5, ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления, образовательными организациями  создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. обеспечивается равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Общее образование осуществляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации по адаптированным образовательным программам с письменного согласия родителей (законных представителей).
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
 
2018 год
 
ВОПРОС:В колледже приняли локальный акт «Порядок пользования средствами связи во время учебного процесса», запрещающий студентам пользоваться мобильными телефонами во время занятий. Имеет ли право образовательная организация принимать такие локальные акты?
 
ОТВЕТ:Да, имеет. Но такие локальные акты, затрагивающиеправа обучающихся, принимаются, в соответствии с требованиями ч. 3 ст.30 Федерального закона от 29.12.2018 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом мнения советов обучающихся представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
 
ВОПРОС: Организован ли надзор за деятельностью частных образовательных учреждений? На основании каких документов?
 
ОТВЕТ:  Да, организован. При этом, порядок организации и проведения надзорных мероприятий един для образовательных организаций всех форм собственности. В частности, надзор (контроль) в сфере образования осуществляется в соответствии с требованиями, установленными:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;
- Административными регламентами исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственных функций по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденными, соответственно, приказами Минобрнауки России от 14.06.2017 № 546, от 10.11.2017 № 1096 и от 07.12.2017 № 1197.
 
ВОПРОС: Должны ли образовательные организации обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования?
 
ОТВЕТ: Да, должны. Эта обязанность установлена, в первую очередь, статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи установлен приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309. Также порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных уровней предусмотрены условия организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ростобрнадзор с 2018 года при проверках осуществляет контроль за обеспечением образовательными организациями необходимых условий доступности образовательных услуг для данной категории лиц.
 
2017 год
 
ВОПРОС: Каким образом выставляются итоговые отметки в аттестат о среднем общем образовании?
 
ОТВЕТ: Согласно абзацу 7 подпункта «а» пункта 5.3 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.02.2014                № 115, итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
 
ВОПРОС: Можно ли при поступлении ребенка в первый класс проводить тестирование и проводить зачисление детей в школу на конкурсной основе?
 
ОТВЕТ: Нет, конкурсный отбор детей в первый класс законом не допускается (ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Прием  на обучение по основным общеобразовательным программам в муниципальные и государственные образовательные организации осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (в частности, индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации), и должен также обеспечивать прием граждан, имеющих право на получение общего образования и проживающих на территории, за которой закреплена данная образовательная организация.
 
ВОПРОС: Является ли обязательным для образовательной организации наличие официального сайта в сети «Интернет»? Если да, то какая информация должна быть на нем размещена?
 
ОТВЕТ: Да, является. Требование информационной открытости образовательной организации путем формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности путем размещения ее на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» установлено статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этой же статьей установлен перечень информации, которая должна быть в открытом доступе. Согласно части третьей настоящей статьи порядок размещения и обновления данной информации, установлен постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582.  Требования к структуре официального сайта образовательной организации и формату предоставления информации о ее деятельности предусмотрены приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785.
 
ВОПРОС: Что делать, если в детском саду, к которому мы закреплены территориально, нет мест? Ребенку 2 года. В какой детский сад отдать ребенка и куда обратиться?
 
ОТВЕТ: В соответствии с п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293,  родителям (законным представителям) ребенка необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (в частности, в министерство общего и профессионального образования Ростовской области), или в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (в частности, в районный (городской) отдел (управление) образования) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, в которой есть свободные места.
 
 
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования
 
2016 год
 
 
ВОПРОС: У моего ребенка в школе возник конфликт с педагогом. Учитель дошел до личных, грубых оскорблений и угроз в адрес моего ребенка и меня лично. Подскажите, как в этой ситуации защитить наши права?
 
ОТВЕТ: При возникновении конфликтной ситуации, руководствуясь статьей 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Вы, как родитель (законный представитель) несовершеннолетнего обучающегося, в целях защиты своих прав и (или) прав Вашего ребенка, имеете право самостоятельно или через своих представителей направить в органы управления школой обращение о применении дисциплинарных взысканий к работникам школы, нарушающим и (или) ущемляющим права Вашего ребенка или Ваши права.
Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Кроме того, Вы имеете право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая должна быть создана в школе в соответствии с требованиями закона, а также использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
 
ВОПРОС: Я прошла профобучение по специальности «Воспитатель». Работаю воспитателем в детском саду более 30 лет. Могу ли я пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования?
 
ОТВЕТ: Согласно частям 2 и 3 статьи 76 Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, к освоению дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Профессиональное обучение, как следует из части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не приравнивается ни к среднему профессиональному, ни к высшему образованию.
Таким образом, лица, прошедшие профессиональное обучение и не имеющие (или не получающие) среднее профессиональное и (или) высшее образование, к обучению по программам дополнительного профессионального образования не допускаются.
   
ВОПРОС: Является ли обязательным для образовательной организации наличие официального сайта в сети «Интернет», если да, то какая информация должна быть на нем размещена?
 
ОТВЕТ:   Да, такое требование предусмотрено статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 1 вышеназванной статьи образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Перечень информации, размещаемой в открытом доступе на сайте образовательной организации, предусмотрен частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании».
Информация и документы, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, установлен постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации».
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления утверждены   приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785.
Кроме того, образовательные организации, являющиеся некоммерческими организациями, размещают на официальном сайте в сети «Интернет» информацию в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
 
 
2015 год
 
Вопрос:  После занятия с логопедом привела ребенка в садик в 10:30 утра. В ДОУ ребенка не приняли, объяснив это тем, что на него не была заказана еда на сегодняшний день. Правомерны ли действия работников ДОУ?
 
Ответ: В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на образовательную организацию. Требования к организации питания в дошкольных образовательных организациях установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13) и нормативными документами образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы в соответствии с ее локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, требования нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, в том числе, регламентирующие организацию питания обучающихся.
С данными локальными нормативными актами можно ознакомиться у администрации детского сада, на информационных стендах, на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Таким образом, действия работников детского сада в приведенной выше ситуации являются правомерными.
 
Вопрос: Должна ли школа выдавать личные дела по заявлению родителей выбывающих учащихся без справки-подтверждения с нового места учебы?
 
Ответ: Согласно Порядку и условиям осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности, утвержденным приказом Минобранауки России от 12.03.2014 № 177, на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации и выдает личное дело обучающегося, документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году, заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица). Таким образом, законодательно не закреплена обязанность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся предоставлять наряду с заявлением дополнительно справку, подтверждающую факт принятия (согласия на принятие) обучающегося в другую образовательную организацию в порядке перевода. При этом п. 12 указанного Порядка предусматривается, что принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.
 
Вопрос: Я работаю воспитателем в частном детском саду. Заведующая требует сдать деньги за прохождение мною аттестации. Правильно ли это?
 
Ответ: Нет, не правильно. Аттестация педагогических работников частных образовательных организаций проводится по общим правилам, установленным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276). Данными нормативными правовыми актами взимание платы с каких-либо категорий педагогов за проведение аттестации не предусмотрено. Аналогичная позиция изложена и в Разъяснениях (совместное письмо Минобрнауки России № 08-1933 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 505 от 03.12.2014).
 
Вопрос: В 2014 г. наша школа утвердила локальные акты. В этом году наименование и устав школы были изменены и приведены в соответствие с новым законом об образовании. Надо ли снова утверждать локальные акты?
 
Ответ: Если принятые локальные акты полностью соответствуют законодательству в сфере образования (Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующим ему подзаконным актам), то достаточно внести в них изменения в части наименования образовательной организации. Если же эти локальные нормативные акты не соответствуют ныне действующему законодательству в сфере образования, то следует отменить прежние и принять новые, либо внести изменения другим способом с целью приведения их в соответствие с законодательством. 
 
Вопрос: Мой сын на сдачу ЕГЭ принес с собой шоколадку и бутылку воды. Но один из учителей в аудитории потребовал убрать их со стола. Правомерно ли это?
 
Ответ: Во время экзамена на рабочем столе, помимо экзаменационных материалов, находятся: ручка; документ, удостоверяющий личность; средства обучения и воспитания; лекарства и питание (при необходимости); специальные технические средства (для лиц с ОВЗ); черновик.
Иные вещи обучающиеся оставляют в специально выделенном месте для личных вещей обучающихся в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ (пункт 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400).
 
Вопрос: Мою дочь в школе заставляли либо принести рассаду, либо отрабатывать практику на пришкольном участке. Законно ли такое требование?
 
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Летняя трудовая практика законна, если она предусмотрена образовательной программой, и не может быть заменена требованием принести рассаду. Образовательная программа в обязательном порядке размещается на официальном сайте школы в сети «Интернет».
 
2014 год
 
Вопрос: Согласно порядку приема в ДОУ родители при приеме в ДОУ предъявляют оригинал своего документа, удостоверяющего личность. Кто обязан делать копии этих документов?
 
Ответ: В соответствии с пунктами 9, 18 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293) копии документов, предъявляемых при приеме на обучение по программе дошкольного образования, хранятся в образовательной организации (в личном деле ребенка) на время его обучения.
Вопросы о том, кто обязан делать копии документов, необходимых для приема ребенка, в данный момент законодательством об образовании не урегулированы.
В этой связи в соответствии с частью 9 статьи 55, частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по указанным вопросам порядок деятельности образовательной организацией определяется самостоятельно и закрепляется в локальном нормативном акте, регламентирующем правила приема в конкретную образовательную организацию.
  
Вопрос: Я работаю учителем. До августа 2014 г. была в отпуске по уходу за ребенком. Моя аттестация на соответствие занимаемой должности назначена на декабрь 2014 г. Правомерно ли ее прохождение так рано?
 
Ответ: Согласно пункту 5 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276) аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка аттестация педагогического работника, находившегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после выхода педагогического работника из указанного отпуска.
Таким образом, Вы можете проходить аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не ранее чем по истечении указанных двух лет с момента Вашего выхода из отпуска по уходу за ребенком. Проведение указанной аттестации заранее не допустимо.
 
Вопрос: Я директор негосударственного образовательного учреждения, сайт которого создан в рекламных целях. Распространяются ли на него требования к сайтам образовательных учреждений? Чем они предусмотрены?
 
Ответ: Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация независимо от форм собственности размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию и документы, указанные в части 2 данной статьи.
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, также содержатся в Правилах размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582).
Кроме того, сайт образовательной организации должен соответствовать требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785).
  
Вопрос: Я индивидуальный предприниматель, оказываю услуги по уходу за детьми. Имею ли я право нанимать персонал в качестве педагогов?
 
Ответ: В соответствии с положениями статьи 32, части 10 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежит лицензированию. Однако следует учитывать, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется только в том случае, если она сохраняет свой индивидуальный характер. Как только индивидуальный предприниматель начинает нанимать по трудовому договору педагогов для передачи им части своих функций по обучению, педагогическая деятельность перестает быть индивидуальной. Если деятельность индивидуального предпринимателя расширяется настолько, что он один уже не справляется с объемом обучающихся, то он имеет возможность создать образовательную организацию и получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
 
Вопрос: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?
 
Ответ: Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе иностранных), а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут также участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.
  
Вопрос: Обязан ли директор школы в ответ на заявление родителей о приеме в первый класс написать письменный отказ, если он отказывает в приеме в школу?
 
Ответ: Согласно статье 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. На основании части 3 указанной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Если родителям отказывают в приеме ребенка в первый класс, то такой отказ должен быть оформлен в письменном виде (например, резолюция на заявлении родителей) с указанием причины отказа. Родители при получении письменного отказа могут обратиться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, который предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных организациях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.
 
Вопрос: Я закончила Н-ское педагогическое училище и имею среднее профессиональное образование по специальности: «учитель начальных классов». Однако при устройстве на работу в дошкольное образовательное учреждение мне сообщили, что я не имею образования в сфере дошкольного обучения и должна пройти переподготовку или повышение квалификации. Должна ли я в соответствии с законодательством пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в садике в качестве воспитателя?
 
Ответ: Должность воспитателя, которая, согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, относится к должностям педагогических работников. Квалификационной характеристикой по должности «воспитатель» установлены требования к уровню квалификации такого педагогического работника (не включая старшего) - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, поскольку Вы имеете среднее профессиональное образование по направление подготовки «Образование и педагогика» (педагогическое образование), Вы соответствуете установленным квалификационным требованиям и имеете право на занятие должности «воспитатель».